Кул-джаз музыка

Кул-джаз музыкаПризнание би-бопа в течение 1949-1965 годов вызвало к жизни целый ряд индивидуальных стилистических разновидностей, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии джаза. Модерн-джаз недолго ограничивался одним стилем. Уже скоро, примерно на рубеже 40-х и 50-х годов XX века, в моду вошло слово «кул» (англ. cool), обозначившее новое стилевое направление, в котором боповая экспрессивность трансформировалась в «холодную» и чётко очерченную концепцию.

Кул-джаз (cool jazz), «прохладный, холодный» джаз — стиль модерн-джаза преимущественно белых музыкантов, возникший в конце 40-х годов XX века в Нью-Йорке в связи с совершенствованием би-бопа.

В отличие от экспрессивной исполнительской концепции би-бопа отличался рационально-конструктивным осмыслением его интуитивных мелодико-гармонических проявлений и исходил из расслабленного и интеллектуализированного характера музицирования, что проявилось в противоположной би-бопу эстетике звука. Экспериментальный характер этого стиля модерн-джаза вёл к росту его интеллектуализации.

Обозначение «кул», приписываемое тенор-саксофонисту Лестеру Янгу, впервые появилось в названиях композиций типа «Cool Blues» Чарли Паркера или «Cool Breeze» Тэдда Дамерона и Диззи Гиллеспи и служило характеристикой нового способа исполнения, так называемого кул-саунда. В то же время оно не образует противоположности к хот, так как отношение модерн-джаза к временной событийности, более «горячее», нежели у предшествующих стилевых разновидностей. Поэтому наименование «кул-джаз», конечно, не следует понимать буквально. Некоторые музыканты даже были раздражены, когда исполняемую ими музыку так называли, так как это предполагало, что их игра имела недостаток эмоций, что, конечно, не соответствовало действительности.

С выразительной стороны в подходе к музыкальному материалу подчёркивалась интеллектуальная составляющая. Во многом кул-джаз явился синтезом компактности свинга и собственно музыкальных элементов бопа. В известном смысле он опирался также на качественно более высокую ступень полифонической работы по сравнению с полифонией классического традиционного джаза. С другой стороны, в нём более отчётливо подчёркивался концертный характер современных стилей, и на первый план заметно выступило сильное влияние европейской классической музыки.

В жанре уже полностью проявилась формообразующая сила музыкальных идей аранжировщика Гила Эванса и трубача Майлса Дэвиса, который заставил о себе говорить благодаря записям, сделанным нонетом «Capitol Band» на фирме грамзаписи «Capitol» и ставшим известными под названием «Birth of the Cool». В лице Дэвиса современный джаз получил выдающегося катализатора, отразившего в своём творчестве практически всю сложность диалектической противоположности последующих эволюционных тенденций. Прославленными комбо кул-джаза являлись также секстет Ленни Тристано, квинтет Джорджа Ширинга и «Modern Jazz Quartet» Джона Льюиса, специфический стиль исполнения которого выходит за пределы простой классификации.

Теоретик и пианист Ленни Тристано предложил широкую программу использования в джазе (как аранжированном, так и импровизационном) различных композиционных техник академической музыки — от контрапункта в стиле Иоганна Себастьяна Баха до стилей XX века. Около Тристано собрались музыканты, разделявшие его взгляды: Ли Конитц (альт-саксофон), Уорн Марш (тенор-саксофон), Билли Боэр (гитара), Арнольд Фишкин (контрабас) и Харольд Грановски (барабаны). В «Modern Jazz Quartet», полностью состоявший из темнокожих музыкантов, входили Джон Льюис (фортепиано), Милт Джексон (вибрафон), Перси Хит (контрабас) и Кенни Кларк (барабаны), которого вскоре заменил Конни Кэй. Благодаря этим группам и музыкантам в джазовую музыку проникли элементы полифонии барокко, которые оказали влияние на контрапунктическое линеарное голосоведение и побудили к поиску новых возможностей в области мотивно-тематической работы на основе более масштабных структурных построений. В истории современного джаза отношение кул-джаза к предшествующему бопу аналогично взаимоотношению стилей Чикаго и Нового Орлеана.

Комментарии

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.



© 2011-2024 Тексты и переводы песен принадлежат их авторам. При использовании материалов необходима ссылка на сайт.

Наверх