Безудержная энергия повелителей.
Вздох высадки исконных орд.
Грабь это изобилие, требуют чернённые мечи.
А генетические чернорабочие
Выдерживают тяготы труда земного нашего.
Царица Ануннаков3 погибель шлёт утробам матерей.
Я занимаю своё место в боевых рядах.
Обман от первого рождённого из глины,
Чтоб жить и умереть в презрении.
Из этой глины мы восстанем снова
С той нашей яростью, что сильней, чем прежде.
Она – варвар, проходит
Сквозь сверкающие врата времени.
Хранилище Аида4 дарует золотые перья.
Шахты богов,
И двести тысяч лет во тьме остались без внимания.
Бунт назревает, Игиги5 появляются на горизонте,
И в окружении жилище тираничного правителя.
Безудержная энергия повелителей.
Вздох высадки исконных орд.
Грабь это изобилие, требуют чернённые мечи.
А генетические чернорабочие
Выдерживают тяготы труда земного нашего.
Жилище Энлиля.
С гор,
Из вод земли
Призыв Ниневии6 я слышал.
Из лесов,
Из пустынь земли
Я стал сыном войны.
Из тьмы,
С небес,
Из горнила.
Из тьмы,
С небес,
Из горнила.
От властителей,
От древних демонов
Мы в жертву принесли быка.
Из храмов,
От платформ, что в Уре7,
Богами остаёмся мы, которые враждуют.
1) Зиккурат – культовое сооружение в форме ступенчатой пирамиды, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
2) Энлиль (Эллиль) – в шумеро-аккадской мифологии один из трёх великих богов. Владыка «среднего мира» – земли, впоследствии, мира людей. С одной стороны был ответственен за плодородие, с другой – свирепый и воинственный бог, насылающий стихийные бедствия.
3) Ануннаки (Анун(н)а) – одна из двух групп родственных божеств в шумеро-аккадской мифологии.
4) Аид – в греческой мифологии подземное царство мёртвых, а также сам его владыка, в распоряжении которого находится несметное количество человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Ряд исследователей полагает, что устройство подземного мира заимствовано греками у шумеров.
5) Игиги (нун-галене) – вторая группа родственных божеств в шумеро-аккадской мифологии наряду с Ануннаками.
6) Ниневия (Нин) – в конце VIII-VII веке до н.э. столица Ассирийского государства, как поселение упоминается с 3-го тысячелетия до н.э. С древнейших времён известна как место расположения Эмишмиша – храма богини Иштар.
7) Ур – один из древнейших городов-государств Месопотамии. Под платформами Ура подразумеваются искусственные глиняные платформы культовых зданий города.
В песне речь идёт о событиях, описанных в шумерских и аккадских мифах.
Ануннаки (зачастую младшие боги, населяющие землю и хтонический мир) и Игиги (в основном, обитающие на небесах, великие божества) были разделены в аккадской мифологии. В разных текстах эти две группы в широком смысле где-то синонимичны, а где-то то одни прислуживают другим, то наоборот, и даже все важнейшие боги пантеона относились то к Игигам, то к Ануннакам. В песне идёт указание на главенствующее положение Ануннаков над Игигами. Их (по тексту песни) царица, под которой подразумевается богиня плодородия, любви и в то же время воительница Инанна (Иштар), попыталась завоевать и подчинить себе подземный мир. При этом оставив своё жилище на небесах и пренебрегая своими основными обязанностями по способствованию репродуктивной функции людей, тем самым нарушив мировой порядок.
Другой миф повествует о восстании, здесь и в ряде источников, поднятом Игигами (в других источниках Ануннаками) против Энлиля из-за непосильного тяжёлого труда в шахтах. В результате высшими богами было принято решение создать людей (из глины, плоти и крови одного из богов), которые бы выполняли такую работу.
Автор перевода - sasha fergsn