Неоклассицизм в музыке

В 1925 году Арнольд Шёнберг пишет три «Сатиры для хора a capella» Ор.28 для хора. Одна из них называлась «Неоклассицизм». Без сомнения, главным последователем этого течения стал Игорь Федорович Стравинский, представивший на суд публики балет «Пульчинелла» в 1920 году. Этим произведением он положил начало новому музыкальному направлению, нашедшему горячую поддержку в среде русской эмиграции, желавшей возрождения навсегда ушедшей эпохи.

Взгляд в прошлое

Таким направлением, преобладавшим в Европе с 1930—1940 годов, стал неоклассицизм. Сходные с неоклассицизмом тенденции были свойственны многим композиторам уже во 2-й половине XIX века – Иоганнесу Брамсу, Сезару Франку, Клоду Дебюсси, Александру Константиновичу Глазунову и др. Это течение не было простым возрождением формы и стиля прошлого. Неоклассицизм противопоставил себя художественным тенденциям эпохи романтизма. Он появился как знак протеста экспрессии кризисного периода в искусстве 1914— 1918 годов. Неоклассицизм основывался на объективности, рационализме и музыкальной логике. Уход от романтической эстетики привел к возрождению жанров, исторически предшествовавших эпохе романтизма, — сюите, concerto grosso, полифоническим циклам и др. Неоклассицизм отстаивал традиционную систему тональности, существовавшую еще до Рихарда Вагнера и романтиков, в эпоху классицизма и барокко, а также отказ от программной музыки. Кроме того, вместо стабильного двойного, тройного и четвертного состава оркестра часто стал использоваться нестабильный камерный оркестр или инструментальный ансамбль догайдновского типа. Суть эстетики неоклассицизма — соотнесение и совмещение различных художественных стилей, в которых старинные прототипы сопоставляются с музыкальными жанрами, свойственными исключительно XX веку. Так, например, Пауль Хиндемит в пределах одного сочинения совмещал военный марш и пассакалью, а Эйтор Вила-Лобос в своих знаменитых Бразильских бахианах — бразильскую модинью и фугу. Все это противоречило эстетике второй венской школы. Для некоторых композиторов выразительность в музыке («сочинение сердцем» — одно из правил Арнольда Шёнберга) являлось основным моментом. Любопытно наблюдать, что сторонники этой тенденции были также приверженцами неоклассицизма. В течение почти тридцати лет Игорь Федорович Стравинский работал в стиле неоклассицизма, став самым ярким представителем этого течения. Параллельно с ним во Франции работали и другие приверженцы этой эстетики, в частности трое из группы Французской шестерки: Дариюс Мийо, Артюр Онеггер и Франсис Пуленк. В их сочинениях можно проследить великие традиции французского барокко Рамо и Куперена.

Несколько представителей

Самым известным композитором неоклассицизма был Пауль Хиндемит (1895—1963), один из ведущих представителей современной музыки 1-й половины XX века. Автор нескольких книг и учебных пособий по гармонии и теории музыки, Хиндемит выступал как приверженец тонального принципа в музыке, выражая негативное отношение к атональной системе и авангардизму в ряде своих работ. В своем творчестве композитор стремился максимально приблизить музыку к эстетическим идеалам барокко, основываясь на музыке Иоганна Себастьяна Баха. Камерную музыку Хиндемита для различных инструментов можно смело назвать «Бранденбургскими концертами XX века». Наряду с этими произведениями выделяются его оперы, в частности «Художник Матисс» (1937). Другой видный представитель неоклассицизма — Богуслав Мартину (1890—1959) — чешский композитор, способствовавший развитию традиций чешской классической музыки. Горячий приверженец неоклассицизма Мартину является автором пяти Concerto grosso, шести симфоний, ораторий и кантат, а также Двойного концерта (1938). В Италии неоклассицизм также пользовался широкой популярностью. Музыканты, такие, как Альфредо Каселья (1883-1947), Ильдебрандо Пизетги (1880—1968) и Джан Франческо Малипьеро (1882— 1973), стремились в своем творчестве к возвращению музыкального блеска прошедших эпох. И, наконец, представитель испанской школы, Мануэль де Фалья, также не избежал влияния течения неоклассицизма. Его оперу «Балаганчик маэстро Педро» (1923) и «Концерт для чембало, флейты, гобоя, кларнета и скрипки» (1926) принято считать лучшими произведениями композитора.

Комментарии

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.



© 2011-2024 Тексты и переводы песен принадлежат их авторам. При использовании материалов необходима ссылка на сайт.

Наверх