Эннио Морриконе: «Силы мне дают результаты собственной работы»

Эннио Морриконе: «Силы мне дают результаты собственной работы»Творческая биография Эннио Морриконе насчитывает около 500 музыкальных композиций к фильмам и 100 произведений «чистой» музыки, которую он пишет, так сказать, для себя. Известный итальянский композитор посетил Минск с программой «Лучшее за всю жизнь». Накануне концерта маэстро рассказал журналистам о своих музыкальных вкусах, сотрудничестве с режиссерами и собственном секрете вдохновения.

Написание музыки — работа не из легких, тем более если она пишется «на заказ». Всем известные композиции из фильмов «Однажды в Америке», «Профессионал», сериала «Спрут» и многих других принесли композитору мировую популярность. Однако сам он отмечает: «Когда мне плохо работается с режиссером, то я с ним просто не работаю. При наличии хороших отношений мы сотрудничаем. Но есть режиссеры, с которыми я работаю более охотно, и это те, кто разбирается в музыке. Бывает и так, что режиссер имеет представление, какая музыка ему нужна, однако не хочет понимать, что я могу предложить. Случаются иногда проблемы».

Эннио Морриконе спокойно реагирует на то, что некоторые обращаются к написанной им музыке, чтобы создать что-то свое. «Я ценю такую работу. Знаю, есть музыканты, которые интерпретируют мою музыку. Считаю, так они выражают свое уважение к моей работе».

Маэстро много путешествует, поэтому не видит повода критиковать тех людей, которые в наше время периодически меняют место работы и страну проживания. «Если такие перемещения помогают обогащаться культурно, то отношение к ним не может быть критическим. Однако мне кажется, что, наверное, у этих людей мало работы. Потому что я не могу себя представить на их месте: мне приходится проводить много времени за письменным столом. Мой рабочий день начинается очень рано. Проснувшись, я занимаюсь гимнастикой, потом иду покупать газеты. В восемь или в половине девятого уже сижу за рабочим столом. И работаю до вечера или иногда только до обеда». Что интересно, в существование вдохновения композитор не верит: «Для меня не существует понятия “вдохновение”. Оно — просто романтическая идея. Есть работа, опыт, композиторы, которых я слушаю, и мне это помогает. Знания аккумулируются — и создается что-то новое. Я не стараюсь никого повторять как композитор, а стараюсь делать что-то свое. Силы мне дают результаты собственной работы, люди, которые знают меня во всем мире и любят мою музыку».

Сам он увлекается Стравинским, Римским-Корсаковым и другими композиторами, но, чтобы послушать музыкальные произведения, посещает концерты, а дома чаще слушает собственную музыку, чтобы оценить качество продукта, который увидит свет. «Мне нравятся композиторы, которые экспериментируют. Я когда-то был в группе, которая играла экспериментальную музыку. И на концертах мы импровизировали. Однако для импровизации нужно было много учиться».

Господин Морриконе, который работает и как дирижер, также объяснил свою требовательность в работе с оркестром: «Композитор, когда пишет музыку, закладывает в нее определенный образ. И тут происходит очень сложный процесс. Мысли переходят на бумагу, потом через инструменты в звуках доходят до слушателя. Очень важно не потерять первоначальный возникающий в голове образ, и донести его до зрителя. Я требователен к себе, и таково же мое отношение к людям, исполняющим мою музыку. Вовсе не факт, что музыка, которую написал Бетховен, — есть истинное отражение того, что композитор хотел выразить. Если, например, художник написал картину, то мы сразу видим результат его работы. А музыка доходит до аудитории через звучание инструментов в оркестре, воспринимается на слух, что в определенной мере сложнее, чем смотреть картину».

«Один мой сын тоже работает дирижером оркестра и композитором. Когда ему нужно было определиться с выбором, то я пытался отговорить от этой сферы, потому что профессия очень тяжелая. Ты учишься много лет. После обучения многие становятся прекрасными музыкантами, а вот композиторами — мало кто. Выбор такого пути не гарантирует вам признания. Можно много писать для себя, но быть оцененным только после смерти (как было, например, у Мендельсона), даже если пишешь всю жизнь».

10 ноября знаменитый маэстро отметил свое 85-летие. Он знаменит и любим своей аудиторией. Ему нравится футбол и игра в шахматы, но музыка остается главной в его жизни.

Елена Драпко.

Комментарии

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.



© 2011-2024 Тексты и переводы песен принадлежат их авторам. При использовании материалов необходима ссылка на сайт.

Наверх